Кино на вечер: пять фильмов, которые снимали в Томске

В настоящее время в Томске продолжаются съёмки нашумевшего фильма про спецназ «Боевая система». Причем, нашумевшего в прямом смысле слова. В феврале соцсети взорвало видео со стрельбой на территории Советского рынка. Тогда горожан успокоили: выстрелы были холостыми и проводились строго по сценарию. Люди успокоились, но съемочная группа больше рисковать не стала. Работу решено было переместить за город, на территорию одного из заброшенных зданий. И вот сейчас режиссер картины Виталий Доронкин обещает: в скором времени томичи увидят премьеру десятиминутного трейлера, который обещает выдать уже в ближайшее время.


Томск и ближайшие к нему населённые пункты не редко попадают в кадр. Приметные здания, улочки, церкви и пейзажи увековечены в лентах, многие из которых снимали знаменитые на весь мир режиссёры. Мы вспомнили самые известные.


КИНОТРИЛОГИЯ «СТРОГОВЫ», «СОЛИ ЗЕМЛИ» И «ГРЯДУЩИЙ ВЕК»



Обложка фильма "Строговы" (слева), писатель Георгий Марков (справа)

Начнём рейтинг с советской киноклассики и кинотрилогии по романам Георгия Маркова «Строговы», «Соли земли» и «Грядущий век». Автор - уроженец села Ново-Кусоково Асиновского района - был хорошо знаком с жизнью и бытом томичей, поэтому для части съёмок не случайно был выбран именно Томск. На кадрах можно увидеть улицы исторического центра: Бакунина, Татарскую и Подгорную. Томичи легко могут узнать ещё не отреставрированный костёл и Октябрьский взвоз. Съёмки фильма проходили в нашем городе в 70-80-х годах. В общей сложности было смонтировано 20 серий, которые охватывают почти век сибирской истории.

«ИГОРЬ САВВОВИЧ»



На фото: писатель Виль Липатов (слева), 
кадр из к/ф «Игорь Саввович» (справа) 

Томск увековечили и еще благодаря одному нашему земляку – писателю Вилю Липатову, который провёл своё детство в селах Новокороткино и Тогур Колпашевского района. По одноимённому роману данного автора в свое время был снят трехсерийный фильм «Игорь Саввович». Над картиной работала киностудия имени Довженко в Холмске – именно это название было выбрано для нашего города в 1986 году. В кадры попали Набережная Ушайки, Белый дом, улица и площадь Ленина, медицинский университет, Городской сад, «Верхний гастроном», Каменный мост и знаменитое кафе «Весна» в районе Главпочтамта, которое в настоящее время исчезло с карты областного центра. Не дожили до сегодняшнего дня и некоторые деревянные дома. Например, угловая усадьба при въезде в микрорайон Обруб. Особо бросается в глаза знаменитый «Дом с фонарём» на Кузнечном взвозе. Именно в нём проходила основная часть съёмок из жизни семьи Валентиновых. А натурные съёмки были сделаны в легко узнаваемом Сосновом бору. Кстати, в массовых сценах были задействованы томичи. Небольшие роли получили местные актёры. В частности, руководитель театра «Версия» Вера Тютрина.


«СИБИРИАДА»


На фото: кадр из к/ф "Сибириала" (слева), церковь в с. Нагорный Иштан (справа)

Ну, и куда же без культовой работы киноклассика Андрея Кончаловского, который для фильма «Сибириада» также выбрал пейзажи Томского района. Большая часть съёмок проходила в селе Нагорный Иштан. В кадр тогда попала деревянная церковь Петра и Павла конца XIX века и обустроенные рядом с ней могилы. Сейчас храм находится в аварийном состоянии, поэтому в последнее время он стал предметом многочисленных обсуждений общественности и властей. «Сибириада» - четырёхсерийный эпический художественный фильм, охватывающий примерно 70 лет жизни двух семей - Устюжаниных и Соломиных. В 1979 году картина была удостоен Гран-при Каннского кинофестиваля. Кстати, для томичей провели отдельный кинопоказ, который проходил во Дворце спорта. Ленту смотрели 15 тысяч человек одновременно! Киноэпопею с небольшим перерывом демонстрировали на протяжении пяти часов. Всё это время в зале, вспоминают очевидцы, стояла гробовая тишина.


«ПОБЕГ»




На фото:  Евфросинья Керсновская (слева), 
иллюстрация к мемуарам Евфросиньи Керсновской (справа)  

Томская область, известная печальными судьбами многочисленных ссыльных, привлекает немало внимания и любителей истории. Так, несколько лет назад Государственный музей истории ГУЛАГа профинансировал съёмки фильма «Побег», который рассказывает о первых годах ссылки Евфросиньи Керсновской. По словам режиссера Евгении Дюрич, главная задача, которую ставила перед собой съёмочная группа - прочувствовать и передать зрителям, что пришлось пережить женщине в страшной и жестокой ссылке. За две недели столичная команда прошла по маршруту Молчаново – Парабель – Нарым – Суйга. Именно этом смертоносный маршрут в 30-40-х годах был уготован для сотни тысяч переселенцев. И Евфросинья Керсновская в том числе вошла в историю Отечества, благодаря уникальным воспоминаниям о тяжёлых годах, проведенных в Сибири. Она обладала феноменальной памятью. Это подтверждает тот факт, что в мемуарах она упомянула свыше 2500 фамилий. А ещё женщина была талантливой художницей. Свои воспоминания она сопроводила иллюстрациями, которых насчитывается более 700. Благодаря натуралистичности изображений, можно намного глубже понять, что испытала на себе эта женщина, которая совершила побег из поселенческой зоны холодной зимой 1942 года.

«МАРИЯ БОЧКАРЕВА»



Томскую глубинку облюбовали не только российские кинематографисты, но и гости из-за рубежа. К примеру, французский режиссер Джереми Фошу провёл здесь съемки своего документального фильма о создательнице женского батальона смерти, первой женщине-офицере времен Первой Мировой войны Марии Бочкаревой. Лента рассказывает о последних десяти годах жизни знаменитой контрреволюционерки. В качестве основного консультанта французских мастеров выступила сотрудник Томского краеведческого музея Алена Шафер, которая поставила спектакль «Яшка», посвященный Марии Бочкарёвой. Во французской версии картины, как и в томской постановке, главную роль исполнила депутат Законодательной думы Томской области Галина Немцева. Большая часть съемок прошла в селе Ново-Кусково Асиновского района, где Бочкарёва провела детство. В Томске же в качестве съёмочной площадки режиссер выбрал музей «Следственная тюрьма НКВД», а на роль экспертов пригласил авторитетных российских историков и социологов. После выхода на экраны, картина стала востребованной у жителей Франции, так как, по словам ее создателей, рассказала о человеке, который, благодаря патриотизму, героизму и ответственности, олицетворяет образ русской женщины.


Журналист: Александр Стучебров

Фото: Алёна Шафер, кинохроника, группа ВК "Боевая система", ТК "Томское время"