В среднем человек проводит в маршрутках 4 года жизни. А около 130 тысяч томичей ежедневно пользуются этим видом транспорта. Многим из них приходится «штурмом брать» автобус, чтобы попасть внутрь.
Проехать в автобусе в час-пик — гарантированный способ узнать, что значит плохая работа общественного транспорта. Интервалы между маршрутами большие, а машин не хватает. Сейчас в Томске на линии выходят до 260 автобусов в смену. Почти на 100 меньше, чем тремя годами ранее. Отрасль покинули примерно 1/3 водителей. Власти с проблемой согласны. Ежедневно специалисты наблюдают за движением маршруток и в среднем насчитывают по 800 нарушений интервалов.
ДТП, пробки, погодные условия — наиболее частые причины, по которым автобусы не приходят вовремя. Все нарушения диспетчеры фиксируют в режиме реального времени и направляют перевозчикам. Предел ожидания автобуса у горожан разный, но терпение одинаково на исходе, когда стоишь на остановке по 30 минут.
Наиболее проблемный маршрут в настоящий момент — №4. Автобусам теперь приходится заезжать в Тимирязево, поэтому интервалы приличные. От 22, 52 и 36 маршрутов отказались перевозчики, а новые контракты по ним предприниматели заключать не хотят. С 1 января в Томске могла заработать новая маршрутная сеть. Но чередой общественных слушаний она была раскритикована горожанами, поэтому действующая модель просуществует ещё минимум 10 месяцев. Ранее депутаты высказали свою позицию по этому вопросу: по их мнению, нужно создавать транспортную схему с учётом муниципальных автобусов.
От нехватки общественного транспорта страдает пригород. С 14 декабря после жалоб населения в микрорайон Левобережный Лайф начал ходить маршрут №112. А в Южных воротах добавлены остановки автобусу №510. Но глобально, убеждены пассажиры, проблема не решится. Привлечь в отрасль водителей возможно лишь увеличением заработных плат, считают перевозчики. Но об увеличении тарифа за проезд речи не идёт. Перевозчикам, особенно в морозы, просто рекомендуют усилить автопарки. Хотя в контрактах при этом минимальное допустимое количество транспорта не указано. Двадцать автобусов на линии или два — не особо важно. Ощущаешь это только на остановке, глядя на проезжающую мимо переполненную маршрутку.